вівторок, 15 грудня 2009 р.

Каждый человек должен

КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН
(Из опыта экологической работы на уроках методики русского языка)
Преподаватель-методист Шахтёрского
педагогического училища Румбах Э.И.

Учиться на Человека нужно всю жизнь. И нельзя терять на этом пути ни минуты.
В.Сухомлинский Творчество В.Сухомлинского – пёстрая палитра тем для воспитания души и
сердца гражданина, Человека. Выбирай, думай, твори! «Не надо ничего придумывать, надо только увидеть новые идеи в реальной жизни, в реальной школе и суметь сказать: «Да»,- писал Василий Александрович. Есть вечные темы: «Мать», «Родина», «Хлеб» и, конечно же, «Природа и человек».
Каждое его произведение – это возможность задуматься над вечным, которое вырастает из обыденного, об ответственности каждого перед людьми, природой, перед совестью. В.А.Сухомлинский даёт возможность каждому осознать свою личную связь с Прошлым и Будущим, без чего не может быть настоящего. Его цель- научить смотреть и видеть, слушать и слышать, быть благодарным матери – природе, видеть в ней кормилицу, целительницу, источник красоты и вдохновения. Именно эта цель преследуется нами в учебной и воспитательной работе со студентами и студентов с учениками.
Природа, экология не могут быть просто отдельными темами изучения на специальных предметах. Это глобальные темы, решением которых необходимо заниматься постоянно и всем, если мы хотим жить в этом мире.
Чужой беды на Земле не бывает.
Земля – общий дом.
Кто об этом не знает?!
«Педагогика – наука не о ребёнке, а о человеке»,- утверждал Ян Корчак. Именно эта мысль лежит во главе угла гуманной педагогики, созданию и воплощению в жизнь которой Учитель – мыслитель В.Сухомлинский отдал жизнь. Он смотрел на ребёнка как на человека. Поэтому и поднимал в своих произведениях совсем не детские проблемы. Трудно порой однозначно определить, сказка ли это, рассказ или эссе, но в незатейливом, вроде бы простом сюжете открывается безбрежный простор для воспитания гражданских чувств в душе и взрослого человека, и ребёнка.
Его рассказ «Каждый человек - должен» опровергает расхожую, особенно среди молодёжи, теорию: «я никому ничего не должен». На вопрос ребёнка: «Что мы должны?» очень коротко и просто отвечает мудрый взрослый: «Быть Человеком!» В понятие человечность Учитель вкладывает умение и желание быть сопричастным ко всему в этом мире. Именно это чувство необходимо учителю воспитывать с самого раннего детства в каждом ребёнке. А возможность осуществлять это есть на любом учебном предмете, не говоря о внеаудиторной и внеклассной работе. Ребёнок должен осознать, что вся природа – это храм, который нельзя разрушать. Им нужно восхищаться, открывая для себя всё новые и новые его красоты, оберегать и привносить своё для его процветания. А для этого опять – таки не обойтись без воспитания в детях человечности.
Идёт урок чтения. Его ведёт студентка. Тема касается добрых дел. Как же обойтись без произведений В. Сухомлинского?! Студентка говорит: «Сегодня я открыла книгу рассказов В.Сухомлинского, успела только прочесть название «Для чего люди говорят «спасибо»? А как вы думаете, ребята?» В диалог включаются все. «Рассказ очень короткий. Хотите, я вам его прочту?»- спрашивает она. Читает, используя приём предвидения. «Почему ты сказал ручейку «спасибо»? Он же не живой, не узнает о твоей благодарности?» - удивился мальчик. «Как вы думаете, что ответил дедушка?» - интересуется студентка. Автор не даёт конкретного ответа, а заставляет задуматься, поразмышлять над мудростью дедушки: «Знаешь, кого это слово возвышает, воспитывает?» Задумался внук, и мы все с ним.
А ведь как не хватает в наше время большинству из нас способности быть благодарным родителям, школе, окружающим людям, а в первую очередь матушке – природе. Дальше идёт разговор о понимании, что значит быть благодарным природе. Этот вопрос выходит далеко за рамки урока. И опять приходят на помощь книги В. Сухомлинского.
«Совесть»– тема для воспитательного часа. Она абстрактна до той поры, пока нет в ней конкретики. Читаем и размышляем над рассказом В. Сухомлинского «Стыдно перед Соловушкой». У девочки из рассказа уже в крови чувство ответственности и стыда перед природой за плохие поступки людей. Тема продолжается на часе общения, который проходит на природе, в парке. Много не говорили о том, как вести себя, просто попросили детей посмотреть на всё окружающее добрыми глазами, глазами природы. Ребята без просьбы сами убрали не только всё, что осталось после них, но прихватили и чужой мусор (пакеты, бутылки), приговаривая: «Чтоб не стыдно было перед деревьями». Студенты убедились сами, как важно зажечь огонёк совести в каждом ребёнке. А если его постоянно поддерживать, то он разгорится в костёр нравственности. Ведь детская душа очень восприимчива ко всему. Как важно, чтобы первыми зёрнами в ней были зёрна нравственности, доброты и милосердия. Сказка «Мальчик и колокольчик ландыша» помогает разбудить человечность по отношению к каждой травинке, к каждому цветочку, научит слышать музыку природы, видеть и ценить её красоту. А главное – не быть равнодушным. В.Сухомлинский писал: «Равнодушный – духовно слепой человек. Ведь человек стал Человеком лишь потому, что увидел глубину голубого неба, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника, увидел, пораженный пошёл по земле, утверждая красоту». Жизнь и деятельность самого автора этих строк – пример живого воплощения идеи воспитания ребёнка и словом, и делом. Сад, розарий, выращенный руками учителя и детей, помощь людям труда - всё это конкретные шаги не только по защите окружающей среды, но главное воспитание чувства ответственности перед природой.
Ш.А.Амонашвили в одной из книг приводит притчу о молодом царе, которому Ангел обещал выполнить одну просьбу. Советники предлагали пожелать царство Желаний, Разума, а один – царство Сердца, которое нужно зажечь.
- Но как? – спросили у него.
- Я не могу сказать. Бог велел людям самим зажигать свои сердца и помогать друг другу,- опечалился Ангел.
- Скажи как?
- Воспитанием, - сказал Ангел и исчез.
Царь назначил этого советника попечителем воспитания сердца – Учителем.
Главной задачей его и стало воспитывать сердце, отзывчивое к красоте и боли природы, человека. Выполняется она не на одних уроках природы, а постоянно, каждый день, и словом, и личным примером. Детская душа – очень чуткий, отзывчивый инструмент. Это камертон проверки человечности, но настроить его всё же надлежит учителю.
В.Сухомлинский учит: «Нельзя бороться со злом в человеке, но можно воспитать в нём добро». Учить нужно так, чтобы дети поняли, что это не разговоры о природе, экологии, а это живое участие в её защите, охране и сбережении на конкретном кусочке земли. Как ни вспомнить слова писателя и страстного любителя природы А.П. Чехова: «Если бы каждый человек на куске земли своей сделал всё, что он может, как прекрасна была бы Земля наша»?!
На уроках языка, чтения, на занятиях творческих групп предлагаем ряд творческих заданий, которые требуют от студента, ученика прочувствовать душу природы, посмотреть на мир её глазами: глазами бабочки, жука, дерева, ручейка, разорённого гнезда, раненной птицы…Это будит чувство сострадания, боли, милосердия ко всему живому.
Стараемся, чтобы тема: «Земля – наш общий дом» была постоянной на всех уроках. Наработки по ней наша творческая лаборатория «Поиск» оформляет в альманахе с одноименным названием. Это эссе, сказки, рассказы, слоганы, стихи. Они говорят, что дети не безразличны к судьбе природы, понимают её суть.
Природа – мать, ты сотворила всё:
Род человеческий, зверей, деревья и цветы…
На что ни глянь – твои плоды,
Куда ни глянь – всё ты, всё ты!
Студентка Лобачёва Н. написала эти слова для эпиграфа на урок чтения, на котором шла речь о временах года. А подвела итог словами Мирной Н.:
Люби, дружок, деревья, травы,
И речку быструю, и пруд…
Приумножай природы славу
И знай: природа - лучший друг!
Посеять благородную тревогу в сердцах детей, читая рассказ Л. Толстого «Птичка», студентка Киселёва К. смогла такими словами:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На мёртвой планете не останемся и мы.
Сушкова О. заставляет задуматься о вине каждого перед матерью – Землёй:
Ночь. Тишина. Прислушайся.
Ты слышишь стоны Земли?
Пойми: в её горе
В какой – то мере виновен и ты.
Уничтожаем всё: леса, поля и степи,
Озёра, речки и моря…
Мы что ей не родные дети?
Не понимаем, что жизнь матери – твоя?!
Окурок, непогашенный костёр -
Пожар, как враг, ворвался и пошёл…
Горят, трещат кусты и дерева.
Ни бабочке, ни муравью спастись нельзя!
Козориз О. предлагает детям прислушаться к голосам природы:
Скромная ромашка мягко говорит,
Тысячами солнышек доверчиво глядит:
- Наклонись, понюхай, собери мой цвет.
Я лучшая добавка в лечебный твой букет.
Крапива нам шепчет тихо, не спеша:
- Жгу, конечно, сильно,
Но в пище хороша!
Земляника скромно вышла на лужок:
- Я - витаминов кладезь.
Съешь меня, дружок!
А шиповник строго очень говорит,
Уколоть как будто нас он норовит:
- Как созрею, собери меня, дружок,
Из меня заваришь лечебный свой чаёк.
«В сердце каждого человека заложены основы прекрасного, следует только показать ему это, сосредоточить его внимание, раскрыть ему глаза. От понимания красоты начинается всё наилучшее, что есть в человеке, начинается красота человеческих поступков», - пишет Н.Забила.
Сказки В. Сухомлинского - учебник разумного отношения человека к природе. Вместе с мальчиком, который бросил камень в источник (сказка «Камень»), мы видим катастрофический результат: закрыл камень источник, и не стало ни соловья, ни дуба, ни колодца. Песок, ветер поднимает тучи пыли…Педагог – мыслитель как будто говорит каждому: «Напившись воды, не забывай об источнике, из которого он вытекает. Думай о последствиях своих действий и поступков».
В венок памяти В. Сухомлинского многие студенты вплели, написали и свои сказки о природе, о необходимости жить добрым хозяином на ней, душой чувствовать её боли и страдания и вставать на защиту всего на Земле.
Участники творческой лаборатории «Поиск» одно из своих заседаний завершили коллективным трудом – стихотворением «Діалог Землі і Річки»:
Шепоче Річечка мала:
- Чому брудна вода моя ?
Чому вона вже не дзвенить,
Зітхає, плаче та тремтить?
І їй Земля відповіла:
- Людина стала вже не та.
Заводи, фабрики гудуть,
А нам весь бруд свій віддають:
Отруту різну, хімікати…
На це «добро» вони багаті.
Ліси вирубують,
Полюють на красу…
Хіба ж не знають:
Я, Земля, лише добро їм всім несу?!
Як докричатись до людини?
Чому від неї стільки гине?
Якщо не вгомоняться вже вони ,
Доля гірка у людства і Землі.
Мій друже! Благаєм кожного:
- Поки не пізно, розбійництво в природі зупини,
Щоб не діждатися усім глобальної біди!
Эти слова - наше обращение к каждому, чьё имя Человек, живущий на планете Земля!

Международная конференция по экологии,
г. Харьков, 23.10. 2009









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили Ш. А. Единство цели. Пособия для учителя. - М.: Просвещение, 1987
2. Амонашвили Ш. А. Школа жизни. – М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 2000
3. Амонашвили Ш. А. Без сердца что поймем. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 2004
4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. - К.: Рад. школа, 1985
5. Сухомлинський В.О. Батьк1вськапедагопка. - К.: Рад. Школа, 1977
6. Сухомлинський В.О. Павлишська середня школа. - К.: Радянська школа, 1976
7. Сухомлинський В.О. Книга про совість (1,2 част.). - Сімферополь: Видавець О.П. Виродов, 2003
8. Сухомлинський В.О. Сто порад вчителю. - К.: Радянська школа, 1976




















Усім, кому ім’я Людина, яка живе на планеті Земля!
Прочитай серцем, відчуй душею!!!

Діалог Землі і Річки

Шепоче Річечка мала:
- Чому брудна вода моя ?
Чому вона вже не дзвенить,
Зітхає, плаче та тремтить?
І їй Земля відповіла:
- Людина стала вже не та.
Заводи, фабрики гудуть,
А нам весь бруд свій віддають:
Отруту різну, хімікати…
На це «добро» вони багаті.
Ліси вирубують,
Полюють на красу…
Хіба ж не знають:
Я, Земля, лише добро їм всім несу?!
Як докричатись до людини?
Чому від неї стільки гине?
Якщо не вгомоняться вже вони ,
Доля гірка у людства і Землі.
Мій друже! Благаєм кожного:
- Поки не пізно, розбійництво в природі зупини,
Щоб не діждатися усім глобальної біди!

Звернення студентів творчої групи «Пошук»
Шахтарського педагогічного училища
Керівник: викладач- методист Румбах Е. І.

Немає коментарів:

Дописати коментар