вівторок, 29 грудня 2009 р.

Вид занятия: семинарское занятие (диалог с элементами практической работы) СМ №34
Тема: Однородные члены предложения
Цель: раскрыть понятие об однородных членах предложения, видах их связи; развивать умение исследовать языковой материал, вырабатывать навык его обобщения, систематизации: составить опорные таблицы по знакам препинания между однородными членами предложения без и с обобщающими словами.
Методы: доклад, беседа, презентация
Оборудование: тема, план занятия, Т- опоры, Т- подсказка: «Группы союзов по значению», БМК, тексты для исследования, карты самоконтроля, текст психологического настроя.
Литература: Грамматика русского языка, ч.2 Академии наук, с. 156 - 170
Земский А.М. Русский язык, ч.2. – М.: Просвещ., 1989
Ижакевич Г.П., Кононенко В.И. Русский язык: Уч. пособие
для школ с углублённым изучением русского языка. – К.:
Рад. шк., 1989.

Структура занятия

1.Организационная часть
1.1 Психологический настрой
1.2 Ознакомление с темой, планом
Тема семинарского занятия: «Однородные члены предложения»
План работы:
1. Понятие об однородных членах предложения, видах их связи.
2. Союзы, связывающие однородные члены предложения.
З. Знаки препинания между однородными членами предложения.
4. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Цель работы: усвоить основные знания по теме, составить по ней ТО, овладеть умениями расстановки знаков препинания при однородных членах предложения. Группы по желанию выбрали вопрос для исследования и форму изложения. Руководители групп сообщают её (диалог, сообщение, презентация наглядности по теме, элемент практикума). По ходу занятия вам нужно составить ТО, уметь вступить в диалог, проиллюстрировать материал своими примерами; оценить умение выступающих доступно донести знания, степень их профессиональной компетентности, самооценить своё участие в работе, а руководителю группы – оценить её членов. Конспекты и карты оценки сдать на проверку преподавателю.

2. Учебно – дискуссионная часть
2.1 Диалог по первому вопросу: «Понятие об однородных членах предложения».
- Знакомы ли дети начальной школы с этой темой? В какой мере?
- Какие члены предложения называются однородными? (Связаны сочинительной связью)
- Зависят ли друг от друга они? (Нет, они равноправны. Примеры).
- Какие члены предложения могут быть однородными? (БМК №53 (1)
- Всегда ли они одиночные? (Могут быть распространенными. Берёзки весело шумят или застенчиво молчат.)
– Как вы понимаете ряды однородных членов? Сколько их может быть? (Сосчитайте в данных предложениях: БМК №54 (1).
2.2 Вывод по данному вопросу: таким образом, чтобы члены предложения были однородными, они должны быть связаны сочинительной связью, быть равноправными.
Практическая проверка усвоения: указать, какие члены предложения однородны в данных примерах.
2.3 Сообщение по второму вопросу: «Союзы, связывающие однородные члены предложения».
- Однородные члены связываются сочинительными союзами.
По значению они делятся на соединительные, разделительные, противительные, двойные. (Демонстрация наглядности групп союзов с примерами).
2.4 Проверка приёмом «Незаконченное предложение»:
К соединительным союзам относятся…
Союзы или, либо, то – то, не то – не то – это…
Союзы, указывающие на противопоставление одно другому, это…
К двойным союзам относим…
2.5 Презентация наглядности по вопросу: «Знаки препинания между однородными членами предложения».
2.6 Вывод - обобщение
2.7 Групповая практическая работа: определить, какой союз связывает однородные члены предложения (БМК № 60 (2); определить, нужна ли запятая перед союзами да, да и (БМК №61 (1)

3. Заключительная часть
Самооценка работы студентами. Оценка их работы руководителем группы. Общая оценка деятельности преподавателем.
Сбор конспектов для проверки.
4. Задание на дом: 56 – 63, упр.83(у.),84 (п.), 78

Немає коментарів:

Дописати коментар