пʼятниця, 4 грудня 2009 р.

Тема: Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Е, И в окончаниях глаголов.
Цель: - сформировать умения распознавать 1 и 2 спряжение, навык написания личных окончаний глаголов;
- развивать умение логически обосновывать написания;
- исследовать тексты;
- воспитывать культуру умственного труда, умение работать в паре, опрятность и аккуратность при выполнении работы – составление конспектов.
Вид занятия: лекция – беседа.
Оборудование: Т-обобщение: «Спряжение глаголов», Т - исключений, разноспрягаемые глаголы; тексты для исследования; занимательные
вопросы; г/з «Радионяня», компьютерная программа проверки усвоения.
Литература: Земский А.М. и др. Русск. яз., ч.1 – М.: Просвещ., 1986, 223- 224.
Содоль Г.В. Русский яз.,10-11 кл. – К.: Образ., 1994. – 226 – 227.
Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990, с. 168 - 173.
Пустовалов П.С. и др. Сборник упр. по русск.яз. – М.: Просвещ., 1975, с. 121.
План:
1.Спряжение глаголов. Различение 1 и 2 спряжений. Способы определения спряжения.
2. Е – И в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжений.
3. Разноспрягаемые глаголы.
Ход урока:
1.Организация группы. Психологический настрой.
2. Постановка цели:
- Каждая часть речи изменяется по-своему.
- Существительные, прилагательные, местоимения, числительные – склоняются, т.е. изменяются по падежам. Глагол изменяется по лицам. Нам предстоит углубить знания о спряжении глаголов, найти способы разграничения глаголов по спряжениям, попытаться составить Т-обобщение по спряжениям.
3. Мотивация изучения темы:
- Знание спряжений необходимо для грамотного написания личных окончаний.
4. Основная часть.
4.1. Спряжение глаголов. Способы определения спряжения.
4.1.1. Грамматическая сказка
Однажды король Русский язык проснулся от страшного шума. На площади перед его дворцом собралась множество слов-глаголов. Они ужасно шумели, и ничего нельзя было разобрать.
- Позовите мудрую Грамматику, пусть наведет порядок! - потребовал Король. Грамматика тут же явилась и выяснила, что они хотят найти свое родство, но как это сделать, не знают.
- Поставьте себя в 3 л. мн. числа, - строго сказала она.- Глаголы, у которых окончания - ут, - ют, отойдите вправо; у которых - ат, - ят, - влево. Наказываю вам изменяться по лицам и числам. Это изменение я назову спряжением.
Улицы, на которых вы будете жить, назову улицами 1 –го и 2 – го спряжения. Чтобы вы были уверены и не ошиблись, я хочу предложить ещё один способ проверки. Встаньте все в неопределённую форму. Те, что оканчиваются на – ить, это глаголы 2 спряжения, остальные – 1-го. Глаголы опять засуетились. Наконец установилась тишина. И только какая – то группка глаголов заболталась и не слышала команды Грамматики. Поэтому они кинулись кто куда.
Мудрая Грамматика подумала и решила: улица 1-го склонения уже почти заселена, осталось только две квартиры. Тут же подскочили два глагола брить и стелить
- Мы будем здесь жить!- закричали они.
- Ладно, поселяйтесь, живите здесь. Сделаю для вас исключение. А вы, оставшиеся 11 глаголов, поселяйтесь на улице 2-го склонения. А чтобы все лучше запомнили, я сочиню стихотворение. Она минуту подумала и сказала:
Ко 2-му же спряжению отнесём мы без сомнения
Все глаголы, что на – ить,
Исключая, брить, стелить.
А еще: гнать, дышать,
Держать и слышать,
Смотреть, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и терпеть,
И обидеть, и вертеть.
- Как вы думаете, почему я вас согласилась отнести ко 2-му склонению?
Проверьте свои окончания. Что вы заметили?
-У нас ударение в н. форме четко указывает, какой гласный пишется перед ть, – сказали глаголы 1-го спряжения. – Мы все оканчиваемся в н. ф. на -ать , -ять, -оть, -еть, кроме брить, стелить.
- А мы все оканчиваемся на – ить. Вот только некоторые глаголы волнуются, как их писать: сеять или сеить? клеять или клеить?
Задумалась Грамматика. - Как же много сложностей в языке! Запомните их, пожалуйста, в н.ф.: сеять, клеить. Глаголы, - сказала Грамматика, - чтобы никто не ошибался в написании ваших личных окончаний, я допишу, стихотворение так:
- Вы запомните, друзья, их, глаголы 2-го спр., на Е спрягать нельзя!
4.1.2. Осмысление сказки и коллективное составление обобщающей таблицы.
1 спр. 2 спр.
1.По 3 л. мн.ч. - ат, - ят
- ут - ют
2. По н.ф.
Брить, стелить - ить
- ать, -ять + 11 гл. ( 4-на – ать,
- оть, -еть 7 – на –еть)
_____________ _____________
Е И
4.1.3. Практическая проверка выводов
Упр. 239 / Греков В.Ф. и др./ - 124
(Комментированное письмо)
4.1.4.Исследование программы начальной школы.
- Изучается ли спряжение в начальной школе?
- В каком объеме?
- Доступна ли грамматическая сказка для учащихся начальной школы?
4.2. Разминка для эрудитов.
- Во всех ли лицах глаголы 1 и 2 спр. различаются по окончаниям?/(В 3 л.)
- Почему терпеть, зависеть относятся к исключениям, а глаголы греметь, звенеть, скрипеть, гореть не входят в искл., хотя являются глаголами 2 спр.? (На их окончания в 3 -м лице не падает ударение)
- Почему считаются исключениями глаголы дышать, гнать, держать, слышать, а глаголы молчать, кричать, ворчать и др., не являются исключениями, но относятся ко 2 спр. (Окончания безударные)
- Как вы проверите, какого спряжения глагол?
Вывод: если окончания безударные, для определения спряжения необходимо поставить глагол в неопределённую форму.
4.3. Разноспрягаемые глаголы.
4.3.1.Проспрягайте глаголы хочу, бегу.
- Какие отклонения вы заметили?
- Как можно назвать их? (Разноспрягаемые глаголы).
4.3.2. В чем особенность спряжения глаголов ем, дали, создам? Проспрягайте
Вывод: Глаголы ем, дам, создам называются особоспрягаемые.
4.3.3 Вопросы для проверки восприятия
1. Как определить спряжение глагола?
2. Какие глаголы наз. разноспрягаемыми?
Назовите глаголы – исключения 1-го, 2- го спряжений.
3. Как называются глаголы ем, дам, создам?
4. Образуйте 1, 2 лицо ед.ч. от глаголов толпиться, обступить, набежать; победить, колесить, шелестеть, ощутить, затмить, гудеть, дудеть (Неблагозвучие)
!!!Эти глаголы не образуют форму 1-го лица, только словосочетанием: одержу победу, издаю гудки, говорю дерзости.
Светает, вечереет – это безличные глаголы, употребляются только в форме 3 лица.
4.3.4 Проверка усвоения материала компьютерной программой.
Определить спряжение глаголов.
5. Домашнее задание:
Изучить ОК по теме, Земский А.М., 1 ч., § 223 – 224; выполнить упр. 269, 270.
6. Творческие задания (по выбору):
1. Написать лингвистическую сказку.
2. Составить грамматический диалог.
3.Составить монолог – рекламу.
4. Подобрать из поэзии 4 – 5 предложения с глаголами 1 – 2 спряжения в разных лицах для объяснительного или предупредительного диктанта.
5. Составить творческие задания: редактирование текста, перевод с украинского языка.6. Составить словарный диктант.

Немає коментарів:

Дописати коментар